Владелец SpaceX объявил о планах своей компанией разработать супермегаракету и многоразовый космический корабль, которые смогут доставить большие количества людей на Марс не позднее середины 2020-х. В долгожданной речи на Международном астрономическом Конгрессе он поделился подробностями, позволяющими осуществить смелый полет на Красную планету, и сообщил о начальных успехах данной программы, финансирование которой занимает малую долю от всех работ компании.
Проект «Межпланетная транспортная система», представленный Маском, предусматривает разработку супермощного многоразового стартового ускорителя с 42-мя двигателями, мощность каждого 675 тыс. фунтов тяги. С его помощью планируется выводить на низкую орбиту космический корабль, который далее будет заправляться топливными танкерами, и только лишь затем полетит на Марс.
Двигатели первой ступени произведут суммарную тягу на старте в 28,6 миллионов фунтов – тяги! Это в три с половиной раза больше, чем у «Сатурна-5», самого мощного на сегодняшней день ракетоносителя. Двигатели Raptor используют в качестве топлива метан и жидкий кислород, тестирование прототипа силовой установки прошло недавно. Стартовый ускоритель сможет поместить, невозможно представить, до 550 тонн на низкую околоземную орбиту! «Сатурн-5» смог доставить рекордную 141 тонну. В случае если предусмотрен возврат первой ступени, масса полезной нагрузки уменьшается до 300 тонн.
Маск описал стартовый ускоритель, как «увеличенную версию» первой ступени Falcon-9, но, построенную с применением новых композитных материалов, включая топливные баки. SpaceX недавно построил и проверил один такой топливный бак. Межпланетный корабль оснащен теплозащитным экраном и использует свои двигатели Raptor, чтобы приземлиться на Марсе. Маск отметил, что только его аппарат способен взлетать с поверхности Красной планеты или других тел с низкой силой тяжести (Луна или луны Юпитера и Сатурна) без стартового ускорителя.
Описанная система предназначена для создания межпланетного человечества. И хотя в ней фокус сосредотачивается на колонизации Марса, новый корабль может летать везде в Солнечной системе, перемещаясь в разные ее уголки, дозаправляясь на каждой остановке. Его также можно использовать на Земле, как суборбитальное транспортное средство.
Стоимость и график.
Многоразовые технологии, метановое топливо, использования дозаправки на орбите и производства горючего на поверхности Марса для обратных поездок, все это позволит сократить расходы на межпланетные путешествия.
Маск заявил, что первый космический корабль со стартовым ускорителем возможно подготовить к испытаниям через четыре года, но он уклонился от точной даты. Ранее он заявлял о начале первого пилотируемого полета в конце 2024 года с приземлением на Марс в 2025 году. Но теперь он назвал этот срок очень оптимистичным, и добавил, что невероятное количество проблем может отложить его. «Мы преднамеренно не говорим о точном графике, т. к. собираемся попытаться сделать столько, сколько сможем с ограниченным бюджетом».
SpaceX в настоящее время тратит небольшую часть своих средств на марсианскую программу. Примерно пять процентов, или несколько десятков миллионов долларов. В дальнейшем инвестиции собираются увеличить, по мере завершения работ по Falcon-9 и программе создания пилотируемого корабля Dragon-2.
Маск предположил, что финансирование может поступать из нескольких источников, включая собственные денежные средства SpaceX, доходы от изготовления спутников, частные инвестиции и его собственные активы. По его мнению, бюджетное финансирование серьезно бы ускорило процесс. «В конечном счете, это должно стать огромным государственно-частным партнерством. Я уже проинформировал высшее руководство НАСА о своих планах, но не ожидаю обязательного финансирования от агентства. В будущем контракт с НАСА может состояться, а может и нет. Если да, это очень хорошая вещь».
Маск не ответил на все вопросы о финансировании проекта, сказав, что это несущественные вещи по сравнению с теми задачами, которые предстоит решить при разработке транспортной системы. «Под угрозой великая цель – станет ли человечество мультипланетарным видом или нет», – так завершил он свое выступление.