Есть ли перспективы у многоразовой ракеты New Shepard (Blue Origin)?

0
6

Совсем недавно компания Blue Origin продемонстрировала первый запуск ракеты многократного использования New Shepard, возвращение ступени с двигателями и приземление под парашютами обитаемой капсулы. Этот успешный суборбитальный полет некоторые называют переворотом в космическом мире.

Джефф Бэзос основал компанию еще 15 лет с целью оказания услуг в области космического туризма. По его замыслу, доставка людей на суборбитальные высоты, может приносить немалый доход. Однако для этого необходимо построить многоразовые ракеты, чтобы значительно уменьшить стоимость билетов в космос.

Запуску New Shepard предшествовали долгие усилия по ее созданию. И среди причин, из-за которых не удавалось провести такой полет в прошлом – это не отсутствие необходимых технологий или возможностей. Основной фактор, сдерживающий создание многоразовых ракет, – это отсутствие доступности. Существовало множество программ, финансируемых разными организациями, в том числе и частным сектором, направленных на космических многоразовых систем, но ни одна из них не преуспела.

До настоящего времени компании пытались привлечь инвестиции, необходимые для создания успешной системы многократного использования. Однако в каждом случае был недостаточный рыночный спрос, что не позволяло уменьшить стоимость полета до уровня доступности и начать совершать регулярные полеты. Несколько частных компаний все же разрабатывают системы запуска, которые долетают до космического пространства и предлагают провести несколько минут в невесомости, прежде чем возвратиться на Землю. Blue Origin – одна из таких.

Если быть точными, такие системы не позволяют совершить настоящий орбитальный полет, но предлагают, в течение нескольких минут, ощутить вкус космоса и посмотреть на Землю. Для реального полета требуется скорость 27000 км/час. Чтобы попасть на суборбитальные высоты (в пределах 100км.), необходима скорость около 6500 км/час. И хотя это почти в четыре раза меньше по сравнению с реальным полетом в окрестностях Земли, чтобы достигнуть таких скоростей требуются значительные финансовые затраты, окупить которые пока не получается ни у кого даже теоретически.

Стоит обратить внимание, что концепция вертикального запуска и приземления не нова. В 1990-х экспериментальный прототип DC-X, построенный McDonnell Douglas, испытывался, как беспилотный аппарат многократного использования. Финансирование выполнялось правительством с 1991 до 1996. Однако программа сразу же закончилась, когда прекратилось бюджетное финансирование. Частный сектор на эту программу вообще не отреагировал, т.к. был убежден, что она не будет успешным предприятием.

Возможно, регулярные коммерческие суборбитальные полеты начнутся с нескольких космодромов в ближайшем будущем. В некоторых будет использоваться горизонтальный запуск и приземление, другие могут использовать вертикальный взлет и посадку. Однако на данный момент, построить экономически обоснованную космическую систему многократного пользования даже для суборбитальных полетов еще не удалось никому.