Японский «Акацуки» подлетает к Венере

0
8

В переводе «Рассвет», созданный в рамках проекта PLANET-C, автоматический зонд 7 декабря 2015 должен со второй попытки выйти на долгопереодическую орбиту Венеры. Стоимостью $210 миллионов, аппарат уже провел все необходимые маневры и сейчас лежит на курсе сближения с планетой. Все его системы, за исключением маршевого двигателя функционируют нормально.

Зонд, созданный японским космическим агентством, предназначен для изучения атмосферы Венеры. Был запущен на ракете Н-2А 21 мая 2010 г. В окрестности нашей соседки прилетел примерно через шесть месяцев (7 декабря того же года), после чего начал маневр торможения для выхода на ее орбиту с параметрами 200000 км. в апоцентре и 541 км. в перицентре. Как известно, он закончился неудачей.

Во время торможения маршевый двигатель зонда должен был отработать 12 мин. Команда управления начала маневр вовремя, но спустя некоторое время связь с аппаратом прервалась. Японские специалисты не удивились временному отсутствию связи, т.к. «Акацуки» должен был зайти в тень планеты. Но перерыв продлился гораздо больше расчетных 20 мин. После восстановления канала связи, большинство систем зонда функционировали нормально. Однако, из-за небольшой скорости передачи телеметрии, инженеры не смогли сразу проанализировать работоспособность всех систем зонда.

Уже после поступления всей информации стало ясно, что «Акацуки» пролетел около планеты на расстоянии 600000 км., не смог выйти на орбиту и продолжил движение по гелиоцентрической траектории. Основной причиной неудачи стала неисправность системы подачи топлива в камеру сгорания, вследствие чего маршевый двигатель вышел из строя. Это произошло, через 3 мин. после начала маневра торможения.

Во время пятилетнего путешествия по солнечной орбите инженеры предприняли ряд действий, позволяющих надеяться на успешное сближение с Венерой. В самом начале было принято решение использовать двигатели ориентации для управления кораблем. Далее зонд избавился от лишнего окислителя, который использовался в маршевой силовой установке, с целью облегчения маневрирования. Было выполнено ряд продолжительных включений двигателей ориентации (последнее продлилось около 10 мин.), чтобы понять возможность торможения до необходимых скоростей в окрестностях планеты.

Находясь на гелиоцентрической траектории, аппарат подошел полгода назад очень близко к Солнцу, когда воздействие температуры было на 40% больше, чем допустимое. Однако «Акацуки» смог выйти из этого испытания невредимым. Более того, впервые за четыре года были включены три из пяти камер, и оказалось, что они полностью работоспособны. Оставшиеся две будут задействованы, когда зонд выйдет на орбиту Венеры.

Теперь команда управления верит, что зонд сможет на 20 мин. включить свои двигатели ориентации малой тяги, затормозиться и выйти на необходимую траекторию. Правда, даже включив эти двигатели, «Акацуки» не сможет выйти на первоначально запланированную орбиту, что уже повлекло необходимость корректировки всей программы полета.

Если изначально планировалось совершать один виток вокруг планеты за 30 часов, то после выхода на долгопериодическую орбиту время увеличится до 15 дней. И хотя команда управления планирует в марте 2016 г. очередной маневр, аппарат сможет переместиться всего лишь на девятидневную орбиту.

В случае успеха, «Акацуки» должен будет следующие два года посвятить Венере. Он будет наблюдать супервращающиеся облака, молнии в ночном небе, свечение атмосферы, поверхность с помощью инфракрасной камеры на предмет наличия действующих вулканов, проанализирует, почему поглощается свет в верхних слоях, а также выполнит ряд других экспериментов. Он станет единственным аппаратом возле Венеры на данный момент. Как известно, АМС «Венера-Экспресс» закончила свою работу в конце 2014 г.

Все земляне верят и ждут, что аппарату удастся стать искусственным спутником Венеры, чтобы порадоваться новым открытиям, позволяющим разгадать многие ее тайны…