РКК «Энергия» ведет работы по модернизации «Союз-ТМА»

0
9

Россия сейчас проводит испытания обновленного космического корабля «Союз-TMA-MС» на производственных мощностях РКК «Энергия». Это касается, прежде всего, всей авионики, которая будет первоначально проверена в реальных условиях на грузовом космическом корабле «Прогресс» в октябре.

На данном этапе космический корабль подвергается всем необходимым техническим испытаниям перед отправкой на стартовую площадку. До первого полета самого «Союза» с новой начинкой остается чуть более полугода.

Инженеры сейчас проверяют новую систему сближения, управления двигателями и сотни стыковочных соединений. Внешний вид «Союза» изменен не будет. Стоит сказать, что он не менялся с момента своего запуска в ноябре 1966. Однако внутренняя часть постоянно модернизируется, путем установки более современного радиоэлектронного оборудования.

«Союз» не является многоразовым космическим кораблем; для каждого полета и стыковки с МКС изготавливается новый аппарат. Центральная часть, в которой находится кабина экипажа, отделяется от других двух отсеков (они сгорают в атмосфере), входит в атмосферу, после чего раскрываются парашюты, которые уменьшают скорость перед ее посадкой на Землю.

Усовершенствования эксплуатируемой версии «Союза» были, в основном, направлены на модернизацию компьютера и системы передачи телеметрии. Предыдущая версия «Союза» имела аналоговую систему телеметрии. Нынешнее решение более компактно и имеет усовершенствованный компьютер TsVM-101-class.

Нынешняя модернизация предусматривает замену 36 устаревших приборов на 19, недавно разработанных, что позволит обновить систему бортового управления и терморегуляции. Новый аппарат будет проще в производстве, а его полный пустой вес станет на 70 кг меньше.

«Союз-TMA-MС» будет оборудован более эффективными солнечными батареями с фотоэлектрическими преобразователями. Стыковочные узлы и двигатели ориентации перегруппированы на новой версии, чтобы осуществить безопасную стыковку с МКС, даже если один из двигателей управления выйдет из строя, и возвратить на Землю экипаж, если произойдет отказ двух двигателей.

В отличие от предыдущих версий, «Союз» будет оборудован двумя спутниковыми навигационными системами: «ГЛОНАСС» и GPS. Коммуникационные системы будут использовать спутники-ретрансляторы «Луч» для постоянного прямого контакта с наземным центром управлением. В нем также модернизируется автоматизированная система стыковки «КУРС», которая станет в два раза легче, и будет потреблять в три раза меньше энергии.

Старая линия командной бортовой связи будет заменена мощной единой командно-телеметрической системой, которая позволит принять телеметрию через спутник и управлять носителем, когда он будет вне пределов наземных российских станций. Это позволит получать постоянные обновления траекторных параметров, не полагаясь на станции слежения. 

Планируется, что «ГЛОНАСС» сможет дать точные координаты спускаемого аппарата через систему Kospas/Sarsat сразу же после развертывания парашюта перед посадкой, что позволит наземным бригадам найти пилотируемый корабль намного быстрее.

Программа модернизации сделает «Союз», который в настоящее время является основным средством доставки экипажа к МКС, более надежным и безопасным в эксплуатации, а также заменит устаревшее оборудование и аппаратуру.