Расследование причин аварии Flacon-9 может затянуться на долгий срок

0
6

Ракета мертва, ее разорвало на маленькие кусочки на виду у многочисленной публики. Так можно охарактеризовать недавний запуск компании SpaceX в рамках коммерческой программы по доставке грузов на МКС.

После 18-ти успешных пусков, ракетоноситель Falcon-9 компании SpaceX в воскресенье утром по местному времени взорвался на 139 секунде полета. Вместе с ракетой была потеряна грузовая капсула Dragon, упакованная уникальными грузами и продовольствием.

В этой истории, есть подсказки, указывающие на проблемы во второй ступени – резкое увеличение давления в баке с жидким кислородом. Во всяком случае, так сообщил основатель компании SpaceX Элон Маск, спустя несколько часов после аварии. Но это может быть отвлекающим маневром и бывший глава НАСА предостерегает от поспешных выводов. [ВИДЕО | Slow Motion аварии ракеты-носителя Falcon-9 во время старта 28 тюня 2015]

«Первые впечатления никогда не являются правильными», – сказал Уэйн Хэйл, который сейчас возглавляет комиссию по расследованию прошлогоднего провала Orbital Sciences и ее ракетоносителя Antares, также предназначенного для доставки грузов.

Расследование SpaceX, скорее всего, будет очень похоже на детектив с многочисленными экспертизами оставшихся обломков, который можно будет видеть по телевизору и следить за его ходом в интернете. Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что оно не закончиться через неделю или даже две. Наиболее вероятно, что расследование займет около года. Восемь месяцев спустя, расследование причин провала Orbital Sciences еще не закончено.

Техническое расследование закончится после того, как вся сохраненная информация, поступившая от Falcon-9 на Землю по 3000 каналов данных, будет проанализирована. Инженеры должны построить так называемое дерево отказов и провести полный его анализ. Инженеры должны будут вычислить по нему все, что могло пойти не так и ответить на вопрос почему.

Это очень кропотливая работа. Нужно последовательно, причина за причиной, факт за фактом, устранить все, что не вызывает сомнения в правильности работы системы, после чего получить ответ на вопрос о том что послужило причиной аварии. Это сложная загадка с многочисленными неизвестными.

Все сводится к одному вопросу: почему?

«Вы должны спросить, почему семь раз и это основное правило», — сказал Хейл. «Вы находите что-то, что пошло не так, тогда спросите, почему, что случилось, и продолжайте идти, спрашивать, почему около семи раз, пока вы не найдете первопричину».

Вот что известно на данный момент исходя из заявлений представителей SpaceX:
– авария произошла на высоте 45 километров, когда ракета двигалась со скоростью около 5,000 км/час.
– первая ступень ракеты работала абсолютно нормально и продолжала работать даже после того, как вторая ступень начала разваливаться на куски. Девять ее двигателей работали отлично вплоть до подачи сигнала на самоуничтожение.
– на второй ступени, которая выводит Dragon на орбиту, были зафиксированы высокие показания давления в баке с кислородом.
– Dragon продолжал нормальное функционирование и даже передавал данные на Землю уже после первого взрыва.
– в понедельник спустя 16 часов после аварии Маск, написал в Твиттере: «причина пока неизвестна после нескольких тысяч инженеро-часов анализа случившегося».

Президент компании Гвинн Шотвелл сообщила, что, поскольку частная компания самостоятельно изготавливает практически все детали в ракете, будет проще и быстрее расследовать причину произошедшей аварии.

Многие американские специалисты считают, что она может быть права и ответ может быть найден быстро и, что следующий пуск может произойти уже через шесть месяцев или даже быстрее. Да и самой компании нужно стараться, ведь она планирует запустить астронавтов НАСА на космическую станцию уже в декабре 2017 года.

Тем временем, после воскресной аварии уже перенесен на неопределенное время старт спутника Jason-3, который планировался на начало августа. Его запуск должен был выполнен ракетой Falcon-9.

Расследование SpaceX, так же как и в случае с Orbital Sciences будут выполняться самой компанией под надзором Федеральной авиационной администрации, которая должна будет убедиться, что следующий полет безопасен и возможен.

Несмотря на потерю двух грузовых кораблей, НАСА сообщило, что космическая станция имеет достаточно продовольствия и запасов. Их хватит, по меньшей мере, до конца октября. Россия намеревается осуществить запуск в пятницу, а японский транспортник стартует в августе. На МКС сейчас находится экипаж из трех человек и еще трое должны присоединиться к ним в июле.