Перспективы использования LDSD как основного посадочного средства на Марс пока не однозначны

0
8

Второе неудачное испытание НАСА низкоплотностного сверхзвукового тормозного устройства под названием LDSD (Low – Density Supersonic Decelerator) ставит под сомнение возможность доставки на Марс полезной нагрузки с массой более 1 тонны. НАСА теперь должна будет все хорошо проанализировать и провести следующее запланированное испытание этого ультрасовременного средства приземления только через год – следующим летом.

Однако, проведение третьего испытания, если даже оно окажется успешным, не позволит НАСА утвердить это средство приземления грузов на поверхность Марса в качестве основного. По стандартам агентства должны быть проведены, как минимум, два успешных испытания, чтобы система была сертифицирована и допущена к использованию в марсианских миссиях. На данный момент НАСА провела два испытания, оба из которых признаны неудачными. Третье испытание в следующем году будет последним по проекту LDSD, стоимость которого $320 миллионов.

Чтобы продолжить испытания НАСА должно будет договариваться с американскими законодателями о выделении денег. Скорее всего, деньги будут выделены, потому что программа марсианских исследований очень важна, а средство приземления полезной нагрузки на поверхность Марса остается прежним и не позволяет доставлять грузы на планету больше 1 тонны. Сверхзвуковой парашют, с помощью которого происходит приземление грузов на поверхность Красной планеты сейчас, был разработан еще во времена проекта Viking.

С тех пор он используется как основной, и даже в последней миссии по доставке вездехода Curiosity на Марс именно с его помощью производилось замедление скорости посадочного модуля. Однако НАСА хочет значительно увеличить свой марсианский проект, что естественно предполагает увеличение массы полезной нагрузки, доставляемой к планете. Именно для этой цели, агентство и проводит испытания нового средства приземления, которое было бы способно в условиях низкоплоностной атмосферы Марса безопасно доставить грузы на поверхность, масса которых значительно больше 1 тонны.

Более того, если бы такое средство приземления, как LDSD было готово к полетам, можно было бы осуществлять посадку в горных районах Марса, что сейчас сделать невозможно. Приземление на Марсе значительно отличается от приземления на Луне, которая вообще не имеет атмосферы, и от приземлений на Земле или Венеры, где есть атмосфера, причем у последней достаточно высокой плотности. У Марса есть атмосфера, но ее слишком много для того, чтобы выполнять такую посадку, как на Луне, и слишком мало, чтобы использовать в полной мере аэродинамическое торможение и парашюты, как это делается во время посадки на Землю.

Что же пытается сделать ученые из НАСА? Они пытаются создать новый сверхзвуковой парашют, который способен раскрываться в низкоплотностной атмосфере Марса при этом, не увеличивая массу самого парашюта. Пока такие попытки оказались неудачными. Первое испытание, которое состоялось в прошлом году, окончилось тем, что парашют разорвался сразу же после его выбрасывания. Второе испытание для него было более успешным. Парашют удалось накачать, но раскрыть его также не получилось. Теперь предстоят третьи испытания…