ТГК «Прогресс М-27М» будет сведен с орбиты и сгорит в атмосфере

0
8

Транспортный грузовой корабль «Прогресс М-27М», который был запущен с космодрома Байконур к Международной космической станции 28 апреля, в ближайшие дни будет сведен с орбиты и сгорит в плотных слоях атмосферы. Глава Роскосмоса Игорь Комаров официально признал его утраченным.

Запуск ТГК «Прогресс М-27М» состоялся в 16:07 мкс с космодром Байконур на борту ракеты-носителя «Союз 2.1а». Спустя несколько часов после старта специалистами Центра управления полетами была диагностирована первая нештатная ситуация с грузовиком. Не раскрылись 2 антенны системы «Курс», необходимой для сближения и стыковки с МКС. В результате ЦУП не получал телеметрические данные в полном объеме.

Сложившаяся ситуация вынудила изменить схему стыковки космического корабля с МКС. Вместо 4-часовой схемы сближения, специалисты выбрали 2-х дневную, в надежде исправить сложившуюся ситуацию до 30 апреля.

Позже стало известно, что орбита корабля далека от расчетной. Параметры орбиты составили: перигей – 123 километра, апогей – 306 километров, вместо 193 и 238 километров соответственно.

Специалисты предположили, что вероятной причиной выведения космического корабля «Прогресс М-27М» на не расчетную орбиту стала нештатная работа третьей ступени ракеты-носителя «Союз 2.1а». Так как наземные испытания двигательной установки не выявили никаких проблем, то вероятнее всего причина кроется в системе управления, которая заставила проработать двигатель либо слишком долго, либо его мощность была завышена.

Специалисты ЦУП не оставляли надежд наладить управление «Прогрессом» и вернуть корабль на расчетную орбиту. Одним из способов было предложено использовать систему ТОРУ – телеоператорный режим управления, который предназначен для ручной стыковки грузовика к МКС, который также имеет возможность управления с Земли.

Однако данные полученные с инженерной камеры установленной на борту корабля показали его неуправляемое вращение, что говорило о том, что космический аппарат не функционирует в штатном режиме. Работы с включением двигателей на неуправляемом корабле может быть опасным для экипажа МКС. Поэтому специалисты ЦУП отказались от этой идеи.

Кроме того дальнейшие наблюдения наземными службами определили наличие вокруг космического грузовика «Прогресс М-27М» 44 обломков. По предварительным данным, это могут быть фрагменты третьей ступени ракеты-носителя «Союз 2.1а» или самого «Прогресса».

Итогом этой истории стало принятие решения о затоплении ТГК «Прогресс М-27М». Причинами такого решения стало: отсутствие получения телеметрической информации в полном объеме, нахождение аппарата на нерасчетной орбите, неконтролируемое вращение вокруг своей оси и наличие рядом множества обломков неизвестного происхождения. По предварительной информации корабль войдет в плотный слои атмосферы 5 – 7 мая. Район входа в атмосферы пока неизвестен.

В истории полетов транспортного грузового корабля «Прогресс» это второй случай нештатной работы, который приведет к сходу с орбиты. Предыдущий случай произошел в 24 августа 2011 года во время запуска ракеты-носителя «Союз У». На 325 секунде полета произошел сбой в работе двигателя и он отключился. В результате грузовик упал в Горном Алтае.

Ущерб от потери «Прогресса» оценивается приблизительно в 5 млрд. рублей. Однако более серьезный ущерб будет выращен не в материальном, а в репутационном эквиваленте. Ведь на рынке космических транспортных услуг уже присутствуют достаточно серьезные компании, успешный процент выведения которых не уступает а иногда даже превосходит отечественные аналоги.

Предварительные результаты расследования причин нештатной ситуации представителями Роскосмоса планируется озвучить до 13 мая.