Астрономы создали 3-D карту сверхновой

Новый взгляд на останки сверхновых более подробно рассказывает о смерти массивных звезд и о том, как эти драматические события влияют на галактики, в которых они находятся, сообщается в двух недавних исследованиях ученых.

Наблюдения, проведенные комплексом радиотелескопов ALMA расположенный в Чили, позволили одной исследовательской группе построить подробную трехмерную карту SN 1987A – огромной сверхновой звезды, которая взорвалась три десятилетия назад. Другой группе исследователей удалось более детально исследовать данную область и найти ранее не обнаруженные молекулы в ее останках.

«Благодаря комплексу ALMA мы можем увидеть холодную «звездную пыль», которая образуется в результаты взрыва звезды. Эта информация раскроет нам важные сведения о самой звезде и о том, как сверхновые создают основные строительные блоки планет», — сообщил Rémy Indebetouw, соавтор обоих исследований.

SN 1987A является сверхновой II типа, образующейся на конечном этапе жизни одиночной звезды, которая была примерно в 10 раз более массивная чем наше Солнце. Она удалена от нас на расстояние около 163 000 световых лет и расположена в Большом Магеллановом Облаке. В настоящее время это одна из самых пристально изучаемых сверхновых.

В процессе образования сверхновой, она выбрасывает огромное количество пыли в космическое пространство, создавая завесу с которой многие телескопы сталкиваются с трудностями в процессе наблюдения. И вот здесь на помощь приходит комплекс радиотелескопов ALMA, приемники которого могут всматриваться в эти клубы пыли, раскрывая структуру глубоко внутри облака.

В одном из недавних исследований, группа ученых создала 3-D карту распределения большого числа молекул, которые образуются в результате взрыва. Например, благодаря данным полученных с ALMA удалось выявить большое содержание моно оксида кремния SiO и окиси углерода CO собранные в своеобразные сгустки.

3-D изображение сверхновой SN 1987A, полученное на основе данных от комплекса радиотелескопов ALMA. Фиолетовая область указывает на выброс молекул оксида кремния, а желтый – выброс молекул диоксида углерода. Синее кольцо – это данные полученные от космического телескопа Hubble, которые были искусственно расширены в 3-D. Фото: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO); R. Indebetouw; NASA/ESA Hubble

Другая группа исследователей, обнаружила другие виды молекул, такие как катионы HCO+ и оксид серы SO. Данные типы молекул, до настоящего времени никогда небыли обнаружены в остатках сверхновых. Особенно интересен HCO+, потому что его образование требует особенно сильного смешивания во время взрыва.

В целом, объединение результатов исследований показывают новые сведения о составе SN 1987A и о том, как изменяются условия в остатках сверхновой с течением времени. Данная информация, в свою очередь, может помочь астрономам лучше понять эволюцию галактик.