Секретный российский спутник запущен с Плесецка

0
66

Модернизированная версия ракеты «Союз» запущена в пятницу, 23 сентября, с космодрома в Плесецке. На ее борту был размещен военный спутник, миссия которого неизвестна. «Союз 2.1в» стартовал в 18:04 (Гринвич) со Стартовой площадки №4. Министерства обороны объявило запуск успешным.

Какой-либо информации или непосредственных деталей о полезной нагрузке, запущенной в пятницу, предоставлено не было. Данные о прослеживании указали на то, что полезная нагрузка с разгонным блоком «Волга» находится на орбите в 660 км с наклонением 98 градусов к экватору.

Официально определяемый как «Космос-2519», спутник может быть первым из нескольких геодезических аппаратов, цель которых – делать чрезвычайно точные измерения формы Земли и её поля тяготения. Такие данные могут быть поданы в компьютеры наведения баллистической ракеты.

О запуске официально не объявляли заранее, но было выпущено предупреждение пилотам за несколько дней до полета, чтобы те держались в стороне от определенных зон в Северном Ледовитом океане, где возможно падение первой ступени и обтекателя полезной нагрузки.

Данная версия ракетоносителя была модернизирована. На этом «Союзе», на первой ступени, стоял двигатель НК-33. Легкая версия «2.1в» использовала на главной ступени двигатель РД-108 с четырьмя соплами. Двигатель НК-33 имеет единственное сопло. «Союз 2.1в также работает без четырех дополнительных стартовых ускорителей, которые присоединяются к первой ступени на других версиях.

Двигатель НК-33 был взят из тех запасов, которые сделаны еще в советскую эру, он произведен больше 40 лет назад для огромной лунной ракеты Н-1. «КБ Кузнецова», которое построило НК-33, держало их на хранении, после того как Советский Союз отменил лунную программу.

Россия экспортировала некоторые двигатели НК-33 в США в 1990-х. Компания Orbital ATK покупала модифицированные НК-33 – названные AJ26 – чтобы использовать на своей пусковой установке Antares, предназначенной для миссий на МКС. Один из двух модифицированных НК-33 стал причиной аварии спустя секунды после запуска РН Antares в октябре 2014 года, что привело к взрыву ракеты и грузовика Cygnus.

Orbital ATK заказала замену проблемным двигателям и перепроектировала Antares, чтобы установить новую силовую установку. Новые двигатели – это российские РД-181, похожие на РД-180, используемые на ракетах Atlas-5.

В связи с проблемами на американских ракетах, российские инженеры перепроектировали оставшиеся НК-33, чтобы установить их на «Союз 2.1в». Двигатель НК-33 с новыми камерами сгорания прошел приемочные испытания в октябре 2015 года, спустя год после аварии Antares.

Запуск в пятницу стал третьим для «Союз 2.1в». Включая этот полет, две миссии были успешны, в то время как одна объявлена частично успешной.