NASA хочет заменить основного подрядчика программы Orion

0
7

NASA активно начало предпринимать шаги, чтобы обуздать расходы, связанные со строительством межпланетного корабля Orion. Совсем недавно, в сентябре агентство выпустило запрос, предлагая различным частным космическим предприятиям, в том числе Boeing и SpaceX, направить предложения по замене Lockheed Martin, основного подрядчика программы Orion, после того, как контракт с ним завершится в начале 2020-ых.

NASA хочет заменить основного подрядчика программы Orion

Что стоит за запросом? Чиновники агентства хотят при взаимодействии нескольких аэрокосмических компаний создать своего рода общую производственную площадку, где можно было бы строить межпланетные корабли для доставки астронавтов в дальний космос, начиная с 2020-х годов. Также запрос позволяет надеяться частным компаниям, что в будущем, флагман агентства – Orion и Space Launch System – понадобятся для зондирования дальнего космоса в их нынешнем виде.

Ученые также надеются применить SLS для запуска автоматизированных зондов, когда мегаракета не будет использоваться для пилотируемых экспедиций. Среди перспективных направлений – сближение и спуск посадочной ступени на Европу, спутник Юпитера; возврат образцов грунта с Марса; организация быстрых экспедиций во внешнюю Солнечную систему.

Нынешняя администрация NASA хотела, чтобы астронавты летали на орбитальную станцию, работающую в дальнем космосе, около Луны, и, возможно, другие перспективные места, по крайней мере, один раз в год. Однако достижение ежегодного уровня запусков, без резкого увеличения бюджета агентства, требуют снижения расходов на создание Orion.

NASA неоднократно заявляло, что стоимость каждой миссии – около $1,5 млрд, где примерно $1 млрд тратится на SLS и $500 млн на Orion. Если сократить расход вдвое, это позволит ведомству иметь остаток денег на разработку мощного двигателя на ионной тяге, новой замкнутой системы жизнеобеспечения, что крайне необходимо для осуществления пилотируемой экспедиции на Марс в 2030-х годах.

Lockheed Martin отреагировал первым на данный запрос и представил план, в котором готов резко сократить расходы на производство, примерно вдвое. Существующий контракт компании, заключенный в 2006 году, касается разработки Orion и производства трех готовых капсул. «Наша команда и NASA приближаются к концу этапа разработки корабля, успешно решив многие трудные технические проблемы, связанные с полетом в открытом космосе. Теперь, мы понимаем те проблемы, устранение которых уменьшат затраты на его производство вдвое, и мы не остановимся в этом вопросе».

NASA уже провела первый испытательный полет Orion в 2014 году, и готовит еще один – трехнедельную экспедицию к Луне в конце 2018 года, где впервые в качества средства выведения будет использована мегаракета SLS. За испытательным полетом 2018 года, обозначенного, как разведывательная миссия №1, последует первый рейс в дальний космос с астронавтами на борту, также к Луне, который, как ожидается, продлится 10 — 14 дней. NASA сейчас говорит, что ЕМ-2 планируется не позднее 2021 года, но это в случае лучшего варианта развития событий, и прорабатывает перенос пуска на 2023 год.

Если не возникнут какие-либо технические или финансовые проблемы, NASA хочет ежегодно осуществлять рейсы SLS/Orion после ЕМ-2. В число основных целей тех полетов входят: строительство исследовательского комплекса в дальнем космосе, посещение астероида и перемещение его на лунную орбиту, и в конечном счете отправка людей на Марс в 2033 году.

NASA потратило $10 миллиардов на программу Orion, начиная с 2006 года, и планирует израсходовать еще $7 млрд, включая пуск ЕМ-2. Кто может включиться в борьбу за освоение финансовых средств агентства? Конкурирующие подрядчики – Boeing и SpaceX – сейчас работающие над собственными аппаратами для пилотируемых полетов на низкую орбиту.

У компаний есть контракты на строительство Starliner и Dragon-2, которые позволят совершать рейсы на МКС. Эти проекты потребуют обновления для применения их в дальних космических экспедициях. Правда, недавно основатель SpaceX сообщил о своем видении пилотируемого полета на Марс.

Несмотря на некоторые технические подробности и обоснование необходимости совершать подобные путешествия, в речи не указывалась окончательная смета расходов или график осуществления. Более того, Илон Маск в дальнейшем заявил, что его концепция послать сотни людей на Марс однозначно потребует бюджетного финансирования.

Но все может прекратиться и уже сейчас NASA не торопится с какими-то решениями, т. к. новоизбранный президент готовится назначить нового администратора и стратегическую команду, которая может совершенно по-иному наполнить портфель заказов агентства. Скудные детали космической политики Трампа показывают, что новый президент хочет, чтобы NASA сосредоточилась на исследовании дальнего космоса и уменьшила акцент на климатические исследования.