Новые изображения модуля «Скиапарелли»

0
8

Или точнее все, что от него осталось. А осталось, как это видно из последних фото, и так можно утверждать уже почти с 98% вероятностью, совсем немного. Самые пессимистичные прогнозы подтверждаются. Все же произошел взрыв при столкновении модуля с поверхностью. Взрыв, разбросавший части и фрагменты «Скиапарелли» на большое расстояние. И еще на фото видна загадочная дуга, простирающая на десятки метров. Но обо всем по порядку.

Новые изображения модуля «Скиапарелли»

Новые изображения сделаны и получены благодаря орбитальному аппарату Nasa Mars Reconnaissance Orbiter. Именно эти снимки показывают, что посадочная ступень образовала новый кратер на Марсе на прошлой неделе после того, как программное обеспечение неверно управляло системой посадки. Изображения с высоким разрешением получены от камеры HiRISE, они обнаруживают бесчисленные части модуля, образовавшиеся после столкновения с марсианской поверхностью на скорости в несколько сот километров в час.

На прошлой неделе уже были представлены менее детализированное изображения от камеры  MRO, где видна темная точка, которая свидетельствовала о катастрофе, произошедшей на высокой скорости, последние виды оставляют немного сомнения, что аппарат взорвался при столкновении и от него ничего не осталось.

Эксперты измерили центральный кратер темного участка, его размер 2,4 метра в диаметре согласуется с последствиями столкновения, которые могут произойти от 300-килограммового объекта, как «Скиапарелли». Глубина кратера около 50 см. Темные линии, отходящие от него, простираются  асимметрично до 40 метров по направлению движения.

Пока асимметричные линии невозможно интерпретировать, предположительно они образовались от взрыва и последующего разлета топливных баков. «В случае метеорного тела, сталкивающегося с поверхностью на скорости 40000-80000 км/ч, асимметричные фрагменты, окружающий кратер, обычно указывают на низкий угол его движения», – ESA. Но зонд опускался значительно медленнее и, согласно плану приземления уже находился в вертикальном положении, при этом уже замедлившись после вхождения в атмосферу с запада.

ESA проводит дальнейший анализ, чтобы далее объяснить асимметричные особенности. Дополнительная, длинная темная дуга, видимая рядом справа, в настоящее время, не объяснена. Единственно, что можно утверждать – она связана со столкновением и взрывом. На снимке HiRISE видны несколько белых точек вокруг Скиапарелли около места удара, но из размер слишком мал для анализа.

Эксперты говорят об их непонятном происхождении. Сейчас вообще не понятно, насколько они связаны со столкновением. Возможно, это только шум. Дальнейший анализ позволит идентифицировать их происхождение.  Для этого планируется отправить MRO совершать полеты под различными углами над местом крушения в Плато Meridiani, обширной плоской равнине около марсианского экватора. Такие фотографии могут сказать экспертам больше о разбросанных на поверхности фрагментах и глубине возникшего кратера.

Почти в 1,5 километра на юг от места катастрофы HiRISE зафиксировала верхнюю часть теплового экрана и присоединенный 12-метровый сверхзвуковой парашют. Сейчас понятно, парашют отсоединился от спускающейся посадочной ступени ранее, чем ожидалось. Планировалось, что «Скиапарелли» должен запустить девять тормозных двигателей за 30 секунд до приземления, далее замедлиться до скорости 50 см/сек в точке 2 метра выше поверхности. В этой точке радиолокатор отослал бы данные о высоте и скорости в компьютер наведения, который в свою очередь должен был выдать команду на отключения двигателей, и посадочная ступень мягко упала бы на поверхность.

Телеметрия от «Скиапарелли», переданная на Trace Gas Orbiter, который прилетел к Марсу в тандеме с посадочной ступенью, говорит, что маневровые двигатели включились всего на несколько секунд и преждевременно отключились. ESA идентифицировали нижнюю половину теплового экрана в 1,4 километрах на восток от места столкновения. Она упала на поверхность после штатного отсоединения от посадочной ступени.

Сейчас процесс анализа данных спуска находится на ранних стадиях, но начальный результаты указывают на некорректную работу программного обеспечения. По сообщению ESA аппаратные средства «отработали хорошо. Проблема лежит где-то в программном обеспечении, которое неверно интерпретировало входные сигналы различных датчиков».

Программное обеспечение, возможно, показало, что «Скиапарелли» находится намного ближе к поверхности, чем в действительности, и поэтому бортовой компьютер преждевременно скомандовал на разделение парашюта и выключение тормозных двигателей. Инженеры подтверждают, радарный высотомер ступени, активизировался штатно, и корректно собирал данные, правда, в течение короткого промежутка времени.

Но пока не проведен полный анализ, сделать можно исключительно неправильные выводы. Комиссия по расследованию, включая представителей ESA и Thales AS, основного подрядчика ExoMars, как ожидается, сообщит свои выводы в середине ноября.

«Скиапарелли» предназначался для проверки технологии приземления, которую планировалось использовать на будущих полетах на Марс, начиная с вездехода ExoMars, подготавливаемого для запуска в июле 2020 года. Сбор технических данных – главная задача миссии зонда, который все же достиг многих целей в этом отношении. Ян Вернер, генеральный директор ESA, сообщил, что получено 80% информации от предполагаемого объема.

Россия сейчас строит посадочную платформу, которая опустит вездеход из проекта ExoMars-2020, на поверхность. После приземления платформа останется неподвижно работать на Марсе совместно с европейским вездеходом. Роскосмос уже сообщил, что неудача не окажет влияния на ход работ.

ESA также настроено оптимистично насчет ExoMars-2020, сообщая о большой информативности полученных данных. Телеметрия показывает успешный выход «Скиапарелли» на орбиту. Очевиден успех на этапе наведения модуля после отделения от орбитального аппарата, входа в атмосферу и развертывания парашюта на сверхзвуковых скоростях, последующего замедления модуля.

Удалось достигнуть расчетной траектории при спуске и правильно подготовиться к посадке. Данные от датчиков на обеих теплощитах (верхнем и нижнем) показали нормальную работу теплозащиты при входе в марсианскую атмосферу.