MRO определяет местонахождение ««Скиапарелли»

0
8

Снимки, полученные от MRO, показывают место крушения европейской экспериментальной посадочной ступени, которая упала на поверхность с высоты в несколько километров, и оставила отчетливо-темное пятно на марсианском пейзаже. Изображение подтверждает потерю «Скиапарелли» на заключительной стадии спуска, после успешного прохождения через верхние слои атмосферы и развертывания сверхзвукового парашюта.

MRO определяет местонахождение ««Скиапарелли»

Камера MRO с низким разрешением сделала снимок в четверг, 20 октября, через день после крушения, недалеко от места посадки на Плато Meridiani, равнине, расположенная около экватора. На нем видны признаки сильного столкновения. В ближайшее время камера MRO с большим разрешением HiRISE сделает снимки, позволяющие детально рассмотреть все, что осталось от «Скиапарелли».

Что-то пошло не так, десантное судно начало свободное падение на высоте 2-4 км. Контакт потерян менее чем за минуту до запланированной посадки. Сейчас инженеры анализируют телеметрию, возвращенную материнским кораблем Trace Gas Orbiter, чтобы по полочкам разложить весь процесс неудачной посадки.

Уже сейчас известно, что поток данных переданных спускаемым зондом на TGO, также прерывается перед посадкой. Его первый анализ говорит, что проблема появилась, когда «Скиапарелли» уже отсоединил сверхзвуковой парашют, нижнюю часть теплового экрана и запустил девять тормозных двигателей.

Данные указывают, что посадочная ступень запустила только некоторые двигатели торможения и всего на 3-4 секунды. Хотя они должны были отработать почти 30 секунд. Радиовысотомер, предназначенный для сбора данных о высоте и скорости, также активирован в это время.

Изображение от MRO показывает две новых особенности, связанные со «Скиапарелли» – большую темную точку диаметром до 40 метров. Первая версия говорит, что это след от высокоскоростного столкновения основной части посадочной ступени.

В 1 километре на юг, видна вторая особенность – яркое пятно, вероятно, 12-метровый сверхзвуковой парашют и часть теплового экрана, который отошел, как раз перед потерей контакта.

ESA оценивает, зонд падал с высоты 2-4 км, поэтому летел на значительной скорости, больше чем 300 км/час. Также возможно, что он взорвалась при ударе, т.к топливные баки были еще заполненные. «Скиапарелли» оказался в 5,4 км к западу от намеченного места посадки.

Во время последней фазы спуска он должен был затормозиться до 50 см/сек., оказавшись в 2 метрах над поверхностью. Согласно программе, в этой точке тормозные двигателям отключались, и «Скиапарелли» плавно падал на поверхность. Посадочная ступень должны была функционировать в течение 4-8 дней, собирая данные о погоде и возвращая изображения, сделанные камерой во время посадки.

«Скиапарелли» начал свой полет совместно с Trace Gas Orbiter, аппаратом, успешно вышедшим на орбиту Красной планеты. Два космических аппарата разделились в воскресенье, 16 октября. Сейчас TGO находится на следующей орбите – 3691 х 101000 км. Он выполняет один виток каждые 4,2 дня, что очень близко к расчетным параметрам. Наземные диспетчера планируют включить приборы TGO в следующем месяце.

Начиная с марта, орбитальный аппарат начнет маневр аэроторможения, когда происходит вход на некоторое время в верхние слои атмосферы в нижней точке орбиты. В таком случае удастся, не прибегая к включению двигателей, за счет аэродинамическое сопротивление, выйти на круговую орбиту с высотой в 400 километров. Аэроторможение продлится в течение 2017 года, а регулярные научные наблюдения начнутся в конце следующего года.

Орбитальный аппарат имеет датчики, способные обнаружить метан в атмосфере, который может быть признаком продолжающейся биологической или геологической активности. Ученые надеются идентифицировать источник метана его приборами.

TGO оснащен камерой для создания карты марсианского ландшафта, и российским прибором, позволяющим отыскать водные ресурсы, скрытые в недрах. Орбитальный аппарат также выступит как ретрансляционная станция при посадке следующих модулей, включая вездеход ExoMars-2020.

Ян Вернер, генеральный директор ESA, сообщил, что уроки, извлеченные из неудавшегося приземления, помогут улучшить надежность системы спуска вездехода ExoMars. «Возращенные данные позволили нам уже узнать, что контакт прекратился почти перед приземлением. Это означает, что мы получим практически всю информацию о спуске, в том числе, как вел себя тепловой экран, парашют, радар, маневровые двигатели. Информация будет впоследствии использоваться, чтобы улучшить надежность полета ExoMars-2020».

Вездеход ExoMars пройдет через атмосферу на российской спусковой ступени, которая на месте посадки, пробурит отверстие 2-метровой глубины и опустить в него датчики. Ученые будут искать условия для жизни под поверхностью, где среда ограждена от воздействия ионизирующей радиации.

Вернер сообщил, что важность двух элементов нынешнего полета распределяется, как 80% на 20% для TGO и «Скиапарелли», соответственно. «Инженеры получили 80% телеметрии во время спуска, поэтому объединенный полет нужно считать на 96% успешным. Если суммировать, где находимся, получится следующее: мы достигли успешного вывода на орбиту TGO, готового выполнить научные исследования и работать, как ретрансляционная станция по программе ExoMars-2020. Мы получили большое количество данных от посадочной ступени, дающих важную информацию, чтобы осуществить успешное приземление в следующем полете».

Однако следующее препятствие для ExoMars может быть политическим, а не техническим. ESA в этом году объявило, что вторая часть миссии не будет готова к запуску в мае 2018-го, как ранее планировалось, и отложило запуск до следующего орбитального окна в июле 2020-го. Задержка потребует продолжать финансирование ученым и инженерам в течение еще двух лет.

ESA хочет просить государства-членов выделить дополнительных 300 миллионов евро на встрече в Швейцарии в декабре. «Успех Trace Gas Orbiter и данные от «Скиапарелли» должны продемонстрировать европейским чиновникам, что дополнительные деньги для ExoMars стоят инвестиций. Я думаю, они убедятся, что этот полет прошел успешно. Мы убедим их. Ведь результаты очевидны», – Ян Вернер, директор ESA.