Первые подробности последнего взрыва от SpaceX

0
4

Расследование впечатляющего взрыва Falcon-9, произошедшего 1 сентября, на м. Канаверал выявило «большое нарушение» в системе поддержания повышенного давления гелия в разгонном блоке пусковой установки, что привело к разрушению стартового ускорителя и полезной нагрузки стоимостью $200 миллионов. Взрыв разрушил Falcon-9 и спутник «Амос-6» и привел к «несущественным повреждениям» стартовой площадки №40. Это стало следствием, приведшим к катастрофе. Первопричина, почему произошла разгерметизация, по-прежнему остается неизвестной.

Первые подробности последнего взрыва от SpaceX

Взрыв произошел, когда 23-этажная ракета заправлялась топливом перед статическим включением двигателей. Авария произошла мгновенно, всего 93 миллисекунды прошло от первых признаков нештатной ситуации до потери телеметрии, что меньше, чем 1/10-я секунды. Большинство фрагментов найдены, сфотографированы, занесены в каталог и помещены в ангар для проверки и использования в ходе расследования.

Гелий используется для поддержания высокого давления в баке с жидким кислородом. Разгонный блок имеет сложную пневмогидросистему, по которой подается гелий. По всей системе давление достигает величины 5500 фунтов за квадратный дюйм в полете (120 достаточно, чтобы оторвать пальцы рук). Гелий проходит через двигатель второй ступени, где нагревается и вводится в топливный бак, обеспечивая тем самым подачу кислорода на нужном давлении в камеру сгорания и работу двигателей.

Криогенный гелий был на борту Falcon-9 во время взрыва, авария произошла приблизительно за восемь минут до начала статической проверки двигателей. В этой точке обратного отсчета кислородный бак не находится под давлением. Правда, тут возникает вопрос, гелий сам по себе не может быть причиной возгорания. Даже, в реакции с кислородом он не приводит к воспламенению…

Этот взрыв на стартовой площадке – второй раз, когда SpaceX потерял Falcon-9. В аварии 2015 года была обвинена распорка, удерживающая бак с гелием. После ее поломки, он треснул, газ перестал поступать в бак с жидким кислородом, что привело к уменьшению давления в нем и последующему взрыву. SpaceX, тем не менее, сообщила, что какой-либо схожести двух неудач нет. Заявление не предложило больше деталей о том, как инженеры пришли к заключению, что связь между авариями отсутствует.

Между тем наземные команды на м. Канаверал исследуют повреждения на стартовой площадке. Компания сообщила, существенных повреждений не произошло. Только несколько основных частей были повреждены. Строительство на соседней площадке №39А, откуда планируется проводить пилотируемые запуски, по-прежнему продолжается и позволит подготовить объект к полетам Falcon-9 в ноябре. Вопреки первоначальным сообщениям было объявлено, что каких-либо крупных обломков, в непосредственной близости от комплекса №40, нет.

И хотя первопричина остается неизвестной, что не позволяет говорить о любых корректирующих действиях, SpaceX уверенно говорит, что сможет возобновить запуски Falcon-9 не позднее ноября и уже возобновила сборку ракетных частей, которые не причастны к взрыву. Компания не сообщила, какая полезная нагрузка полетит на борту Falcon-9, и откуда будет произведен следующий полет – от площадки №39А во Флориде или с авиабазы Вандерберг.

Также сообщено, что авария и расследование не затрагивает работу над пилотируемым кораблем, отметив, что расследование «приведет к даже более безопасному и более надежному транспортному средству для наших клиентов и партнеров». Взрыв также не затронет планы Илона Маска представить, 27 сентября, долгожданные детали человеческого полета на Марс.