Как спасали зонд OSIRIS-REx от близлежащего взрыва

0
2

Инженеры НАСА в буквальном смысле спасли многомиллиардный зонд OSIRIS-REx перед его запуском на прошлой неделе от взрыва, который произошел в 2 км от стартовой площадки. Оперативные действия всех команд сохранили OSIRIS-REx от повреждений и позволили осуществить успешный старт 8 сентября. Задержка в запуске, могла привести к переносу старта на год и увеличить на десятки миллионов долларов стоимость полёта.

Как спасали зонд OSIRIS-REx от близлежащего взрыва

Отчет о взрыве, 1 сентября, который уничтожил ракетоноситель Falcon-9 и израильский спутник связи, опубликован NASA. Авария не привела к жертвам – все люди со стартовой площадки перед «статическим огневым испытанием» носителя были удалены. После взрыва представители SpaceX, ВВС США, NASA и ULA объединились для ликвидации пожара на Комплексе №40.

Когда произошел взрыв, РН Atlas-5 с зондом OSIRIS-REx находилась внутри объекта вертикальной интеграции, приблизительно в 2 км от Комплекса №40. Обе стартовых площадки, как для Falcon-9, так и для Atlas-5 имеют общие объекты, первоначально построенные для запусков ракетоносителей семейства «Титан».

В эру «Титанов» железнодорожные линии соединяли обе стартовые площадки с близлежащими сборочными цехами, где происходила заправка топливом и интеграция твердотопливных ускорителей с основной ступенью «Титана». Теперь эти стартовые площадки эксплуатируют конкуренты.

В процессе ликвидации пожара и его последствий инженеры и аварийно-спасательные службы решили две проблемы, который угрожали повлиять на предстартовые работы по запуску Atlas-5/OSIRIS-REx в Комплексе №41.

Система подавления огня на площадке №40, которая выбрасывает тысячи литров воды на стартовый стол для подавления огня при запуске двигателей, была повреждена при взрыве. Когда происходила непосредственно ликвидация пожара на стартовой площадке, инженеры указали, что во время взрыва, система подавления огня была повреждена, и теперь вода испаряется в воздух, вместо того, чтобы подаваться на стартовый стол.

Системы подавления огня на обеих стартовых площадках используют один и тот же резервуар с водой и одни и те же насосы. Поэтому возникло беспокойство, что вода в резервуаре очень быстро закончится. Если бы вода закончилась, тогда работающие двигатели насосов, просто сгорели, а это сделало бы невозможным эксплуатацию систему подавления на стартовой площадке с OSIRIS-REx, что могло стать причиной срыва предстоящего запуска.

Тогда было принято решение выключить насосы, что позволило не допустить еще одной проблемы. Но не успели специалисты отключить насосы, как появились сведения о потере давления на охладителях комплекса №41. Без них было бы невозможно осуществить запуск зонда.

OSIRIS-REx до этого взрыва уже установили сверху двухступенчатого Atlas-5. Вентиляционные трубы и электрические кабели соединяли космический аппарат с соответствующей наземной инфраструктурой. Была послана команда на Комплекс №41 для ремонта охладителей.

«Технический персонал должен был немедленно добраться до стартовой площадки №41. Чтобы сделать это, ему пришлось пройти около бушующего пожара на Комплексе №40. Это удалось сделать за небольшое количество времени, что позволило не только спасти космический корабль, но продолжить запланированные работы по подготовке запуска», – NASA.

Через два дня после взрыва, работы по подготовке к полету OSIRIS-REx продолжились. Специалистам ULA пришлось провести специальные работы по выяснению влияния дыма, который дул в направление OSIRIS-REx, чтобы убедиться, что не произошло загрязнения чувствительных датчиков ракеты и космического аппарата.

Аварийные службы гарантировали, что не осталось каких-либо взрывоопасных предметов и поврежденных топливных баков. Беспилотник NASA также сделал обследование места взрыва, прежде чем начались работы на поврежденной площадке. Специалисты проверили местность на предмет опасных газов, которые, могли быть рассеяны при взрыве, т. к. спутник связи был загружен несколькими тоннами токсичного топлива (гидразином и тетроксидом азота).

«Пожалуй, самой опасной частью, стали спасательные работы, после того, как пожар потушили. Это когда необходимо войти и очистить стартовую площадку от любого опасного мусора. Естественно, там были разные опасные фрагменты, лежащие везде, но могли быть опасные предметы, например, невзорвавшаяся пиротехника. Однако все обошлось, и все остались живы», – NASA.