SpaceX: фатальная катастрофа или ошибка роста?

0
7

Уже больше недели назад, ракетоноситель Falcon-9 взорвался на стартовом столе, после чего произошло разрушение его и полезной нагрузки. Катастрофа произошла перед статическим огневым испытанием во время заправки разгонного блока компонентами топлива. Совершенно ясно, что весь персонал находился на безопасном расстоянии, поэтому никто не пострадал.

SpaceX: фатальная катастрофа или ошибка роста?

Видео процесса заправки позволяет увидеть основной взрыв, который произошел в разгонном блоке, где-то около бака с жидким кислородом. В этот момент, бак с гелием и керосиновой смесью уже были заполнены, происходила загрузка жидкого кислорода. Катастрофа стала причиной уничтожения полезной нагрузки – $200-миллионого спутника связи «Амос-6».

Критики частных космических предприятий и те, кто материально заинтересован в сохранении статус-кво, празднуют свою правоту. Такой пессимизм исходит от тех компаний, которые фактически застряли и работают в одном и том же режиме на протяжении многих десятилетий. Они указывают на этот неудачный запуск, а также на другие фирмы – Orbital ATK, Virgin Galactic, заявляя, что космические предприниматели не способны двигаться достаточно быстро.

Ракеты – самые сложные машины, построенные руками человека. Следовательно, технические проблемы, возникающие при их создании потрясающе сложны, неудачи неизбежны. Многие космические специалисты часто используют формулу 10% отказов в качестве практического правила. SpaceX предпринял 29 попыток запуска Falcon-9 в трех различных конфигурациях, полезная нагрузка успешно доставлена на орбиту в 27 полетах.

Это по существу 93% успешных попыток, что немного лучше, чем процентное соотношение успех/отказ всех американских ракетных запусков, которое равняется 91%. Это довольно удивительно для небольшой компании, которая расширяет возможности ракетной техники каждый год. Falcon-9 смогла совершить 18 успешных рейсов перед первым отказом. Это необычно.

Его предшественник, Falcon-1, потерпел неудачу в первом рейсе, также как и Delta-4 Heavy. У тяжелого носителя Ariane-5 фактически 4 отказа в 87 рейсах. В рамках программы «Морской Старт» произошло 4 отказа из 36. Antares сделал только четыре успешных рейса перед катастрофой в 2014 году и до сих пор не возвращен к полетам.

Отчаяние – всегда неправильная реакция на неудачу. Всего несколько лет назад многие специалисты были уверены, что никакая частная компания не сможет успешно использовать многоразовые ракеты. Virgin Galactic и Blue Origin оба перенесли потерю носителя, но вторая уже смогла продемонстрировать возможности суборбитальных многоразовых ракет и продолжает уверенно идти к созданию космического туристического корабля.

В этом году SpaceX неоднократно возвращал первые ступени после разнообразных полетов, как на низкую, так и на геопереходную орбиту. Компания уже была готова продемонстрировать первый орбитальный многоразовый полет, который мог полностью трансформировать экономику космических стартов. Приблизительные оценки экономии разные, но даже возврат первой ступени позволяет уменьшить расходы на 30%.

Несмотря на неудачу SpaceX, будущее частных космических фирм очень яркое. Разнообразные компании работают над своими системами и спутниковыми созвездиями, которые позволят человечеству расширить границы своего присутствия и исследовать самые далекие места во Вселенной…