Что произошло с «Морским Стартом»?

0
7

«Морской Старт» – уникальная система запуска в космос, предназначенная наиболее эффективным способом выводить полезную нагрузку на геостационарную орбиту. Она разрабатывалась и строилась в рамках многонационального проекта, в котором используется мобильная морская платформа для экваториальных пусков коммерческой полезной нагрузки на ракетоносителе «Зенит-3SL».

Что произошло с «Морским Стартом»?

Первый старт состоялся в марте 1999 году, в дальнейшем полеты происходили на протяжении 15 лет. Пик пусков пришелся на 2012 год. В общей сложности предпринято 36 попыток, из которых 32 названы полностью и одна частично успешными. Почти вся полезная нагрузка – это спутники связи, выводимые на геопереходную орбиту. Клиентами были EchoStar, DirecTV, XM Satellite Radio, PanAmSat и т.д.

Сборка ракетоносителя и интегрирование его с полезной нагрузкой производились на корабле специального назначения – судне управления. Прежде, чем оставить гавань, собранный носитель размещали на автоматической платформе – «Одиссей» – после чего обе платформы двигались к месту старта на экваторе в Тихом океане, южнее Гавайев.

Подобный способ запуска крайне выгоден. Место на экваторе – оптимальная стартовая позиция на поверхности Земли для геостационарных рейсов. В таком случае увеличивается коммерческая загрузка и снижается ее стоимость за килограмм по сравнению с другими пусковыми местами. Кроме того, спутник будет иметь увеличенный срок эксплуатации вследствие более низких топливных расходов при перемещении на заключительную геостационарную позицию.

К сожалению, вследствие финансовых и геополитических сложностей, в 2014 году, «Морской Старт» законсервировал и управляющее судно и платформу, приостановил всякую деятельность.

Оглядываясь назад в 1995 год, «Морской Старт» первоначально образовывался как консорциум четырех компаний из Норвегии, России, Украины и США. Его управление осуществлялось Boeing. Нормальные операции проводились в течение 10 лет, но в 2009 году консорциум подал заявление о банкротстве.

Однако, проект «Морской Старт» не исчез и было объявлено, что в его рамках продолжатся нормальные деловые операции после реорганизации. Приблизительно год спустя, РКК «Энергия», 25%-ый владелец, объявила о плане по приобретению контрольного пакета акций в консорциуме. Одним из результатом стало введение наземных запусков с Байконура в начале 2011 года. Морские пуски возобновились позднее в том же году.

«Морской Старт» действительно смог избежать полного банкротства и появился на свет с другим владельцем в октябре 2010 года. Boeing и другие компании тогда стали обладателями миноритарного пакета акций.

В 2013 году Boeing предъявил иск РКК «Энергия» и двум украинским партнерам, в котором утверждалось, что все три компании отказались оплатить $350 миллионов после регистрации банкротства совместного предприятия в 2009 году. После последнего пуска в мае 2014 года, была законсервирована платформа «Одиссей». В августе 2014 года, был сокращен персонал, а сам проект полностью остановил свою деятельность в связи с полным отсутствием запусков до конца 2015-го.

В настоящее время появляется разные слухи о будущем проекта, в большинстве случаев они не соответствуют действительности. Неоднократно говорилось о продаже плавающей пусковой платформы либо Китаю, либо российским инвесторам. Остается следить за очередной или заключительной главой в нелегкой судьбе «Морского Старта»…