SpaceX и гигантская катастрофа на стартовом столе

0
5

Ракетоноситель и израильский спутник уничтожены при взрыве на стартовой площадке. Falcon-9 взорвался в заключительные минуты имитации обратного отсчета на м. Канаверал в четверг, 1 сентября, разрушив израильский спутник связи, оцененный почти в $200 млн. Авария в четверг однозначно вызывает вопросы о надежности Falcon-9, с помощью которой возятся грузы к МКС, запускаются десятки коммерческих спутников, и предполагается доставлять астронавтов на орбиту.

SpaceX и гигантская катастрофа на стартовом столе

Пусковая установка (высота 70 м) взорвалась в 13:07 (Гринвич), за несколько минут до запланированного начала стандартного «статического огневого испытания», связанного с включением девяти двигателей основной ступени и позволяющая выловить проблемы в наземной инфраструктуре или самом носителе.

Официально SpaceX заявил, что авария уничтожила носитель и спутник Amos-6. В момент взрыва на и около стартовой площадки людей не было, каких-либо серьезных разрушений не было. Илон Маск добавил, что авария произошла во время заправки разгонного блока компонентами ракетного топлива и что проблема «связана с разгонным блоком и баком с жидким кислородом».

На видео после взрыва можно видеть черный дым и пламя, поднимающийся со стартовой площадки и разрушенную металлическую передвижную мачту, с помощью которой происходит подача электричества и компонентов ракетного топлива. Близлежащие здания и четыре световые башни остались неповрежденными. О каких-либо повреждений Центра им. Кеннеди также не говорится.

Бак с жидким кислородом разгонного блока становится ахиллесовой пятой Falcon-9. Именно он являлся источником прошлогодней аварии. Тогда SpaceX назвало причиной его взрыва бракованную металлическую стойку, которая сломалась в процессе полета, что привело разгерметизации бака и последующему взрыву через несколько минут после старта в июне 2015 года.

Последствия взрыва в четверг, как для предстоящих миссий SpaceX, так и для НАСА не понятны. Сейчас можно говорить, что понадобится долгое расследование, как в самой компании, так и на стартовой площадке, поэтому задержка рейсов в три месяца является почти бесспорной. Первый вопрос касается обеспечения МКС. SpaceX в настоящее время имеет многомиллиардный контракт с НАСА по доставке грузов на МКС, а в дальнейшем и членов экипажа. Следующий грузовой полет был намечен на 11 ноября, но эта дата однозначно нереальна в связи с нынешней аварией.

Перед инцидентом SpaceX намеревался осуществить девять запусков до конца года. В конце октября компания планировала первый пуск с возвращенной первой ступенью. Был подписан договор с люксембургским оператором SES о первом в своем роде многоразовом полете, но теперь его осуществление также вряд ли возможно.

Также большое беспокойство вызывает состояние ракетоносителя Atlas-5, который находился в момент аварии на стартовой позиции всего в 2 км. На его борту уже установлен OSIRIS-REx, зонд, который должен в рамках $1-млрд. проекта полететь к астероиду и возвратить его образцы на Землю. 

Ракетные запуски сложны и опасны, поэтому регулярные аварии неизбежны, но катастрофы на стартовом столе, такие как в четверг, очень редки. У американцев подобный инцидент произошел в последний раз в 1959 году, когда ракетоноситель Atlas взорвался во время статического испытания на огнестойкость.

Совсем недавно, бразильская пусковая установка VLS, взорвалась на стартовой площадке в 2003 году, когда один из ее твердотопливных ускорителей случайно заработал, что привело к гибели 21 человека. Та катастрофа была последней, когда ракетоноситель орбитального класса был потерян в результате аварии на стартовой площадке.

«Такие дни, как сегодня, тяжелы по многим причинам. Все могло быть намного хуже; однако, вследствие действий многих структур никто не ранен в результате этого инцидента. Мы обратились к SpaceX и предложили нашу помощь. Они по понятным причинам очень заняты. Но мы просто протянули руку и сказали, что у нас есть все ресурсы и мы в вашем распоряжении», – НАСА.