NASA допускает возможность продления контракта с Роскосмосом

0
2

Задержки при создании коммерческого пилотируемого аппарата могут стать причиной потери доступа к МКС американскими космонавтами в 2019 году. Как следствие, NASA просит один из своих комитетов исследовать этот вопрос, и в случае необходимости рассмотреть вопрос о продлении контракта с Роскосмосом по доставке астронавтов на орбиту. 

NASA допускает возможность продления контракта с Роскосмосом

Несмотря на то, что Boeing и SpaceX, которым принадлежат контракты на создание пилотируемых кораблей, выполняют обязательства согласно графику и заявляют о способности начать полеты до 2019 года, консультативная группа NASA волнуется по поводу потенциального прекращения полетов к МКС из-за задержек в работах. 

Поэтому агентство начало обсуждать ситуацию, когда у NASA не останется каких-либо средств доставить экипаж к станции, если обе компании не смогут сертифицировать свои носители к концу 2018-го и когда завершится текущее соглашение с Россией. 

Группа подтвердила, что обе компании потенциально смогут создать свои носители в срок, однако беспокойство вызывает факт, что «есть очень малые временные запасы» в обеих графиках. Программы разработки космических аппаратов неизбежно выходят за границы установленных сроков из-за их технической сложности. Поэтому разумно предположить, что подобное возможно в этом случае. 

Графики, представленные Boeing, говорят о сертификации в мае 2018-го. Это произойдет после двух испытательных полетов: в беспилотном режим CST-100 Starliner в декабре 2017-го и с двумя астронавтами в феврале 2018 года. У SpaceX сертификация Dragon-2 в настоящее время намечена на октябрь 2017 года. Перед эти компания проведет также два аналогичных испытательных полета в мае и августе 2017-го. Пока еще не ясно, какая из них проведет первый постсертификационный полет. 

Обе компании добились значительных успехов в разработке своих транспортных средств. Но они признают, что возможны изменения в сроках полетов, поскольку сталкиваются с трудностями, обусловленными созданием новых аппаратов. 

Один пример – Boeing. Компания перенесла два испытательных полета на несколько месяцев из-за технических проблем, связанных с акустическими нагрузками, которые могут возникнуть при запуске корабля на РН Atlas-5. Сейчас они в значительной степени решены. 

Компания подготавливается к испытаниям в аэродинамической трубе. Чтобы преодолеть проблему, инженеры установили конический обтекатель снизу капсулы. Они считают, что решение довольно жизнеспособно, но точно об этом станет известно только после испытаний. Если они окончатся неудачей, первые пуски, вероятно, перенесут на неопределенный срок.

«Наши партнеры делают большую работу, активно создают и тестируют аппаратные средства. Их графики оптимистичны, но достижимы. Но даже при том, что они делают большую работу, мы не удивимся коррекции их сроков сертификации», – NASA.

Как известно, срок соглашения с Роскосмосом истекает в конце 2018-го. Но есть один нюанс. Заказывать места на «Союзе» необходимо за 2-3 года вперед. Это связано с системой подготовки. Поэтому решение о продлении контракта должно быть принято в ближайшее время – в ноябре-декабре.