Stratolaunch Systems завершает создание уникального космического самолета

0
512

Ввиду того что работы над гигантским самолетом приближается к завершению, Stratolaunch Systems приступает к поиску партнеров, заинтересованных в ракетоносителях для обслуживания растущего рынка малых спутников. Компания уже сообщила, что работает одновременно со многими заказчиками, чтобы отправить их полезную нагрузку на орбиту в одном полете. «Мы развиваем несколько направлений сотрудничества и ни одна компания не будет исключена прямо сейчас. У нас есть много различных направлений, о которых мы обязательно расскажем в ближайшее время». При этом какой-либо заказчик не был указан.

Stratolaunch Systems завершает создание уникального космического самолета

Когда Пол Аллен, соучредитель Microsoft, представил концепцию Stratolauncher в декабре 2011 года, фокус был на полезной нагрузке среднего класса, обслуживаемой в то время Delta-2, а также на потенциальных полетах пилотируемого корабля на орбиту. В качестве ракетоносителя планировалось использовать разновидность Falcon-9 с четырьмя или пятью двигателями.

Год спустя SpaceX и Stratolaunch пошли каждый своим путем. Поэтому в 2013 году появилось соглашение с Orbital ATK на разработку двухступенчатого носителя, названного Thunderbolt, использующего твердотопливную нижнюю ступень и разгонный блок с двигателем RL10. Работы сосредоточивались на полезной нагрузке среднего класса, но были приостановлены.

Stratolaunch переориентировался и теперь хочет самостоятельно обслуживать, находящийся на стадии становления, малый спутниковый рынок, сохраняя открытую возможность для запуска крупных грузов. Работы с smallsat включают по существу два основных направления: отработка определенных технологий, предназначенных для будущих спутников, а также развертывание и пополнение спутниковых созвездий на низкой орбите.

Особенности самолета.

Stratolaunch Systems уже продемонстрировал тот прогресс, достигнутый при разработке и изготовлению своего самолета. Шестидвигательный, широкофюзеляжный летательный аппарат с рабочим названием Roc (в дальнейшем будет переименован) имеет самый большой в мире размах крыла – 117,3 м.

Самолет представляет собой воздушно-пусковую систему, в которой представлена смесь современных технологий и композитных материалов. Компания купила два Boeing-747 и взяла от них реактивные двигатели, шасси и кабину экипажа. Одна из кабин устанавливается на нем непосредственно, другая используется в качестве макета для обучения будущих космонавтов. 

Самолет также станет самым тяжелым в мире; его «грязный» вес на старте составит 590 тонн, включая 250 тонн полезной нагрузки в форме ракетоносителя, на борту которого планируется размещать малые спутники. Остальная масса равномерно распределяется среди композитных изделий и топливом. Компания сообщила, что самолет готов на три четверти. Из больших узлов не закончена сборка хвостового оперения.

Пока компания не называет сроки завершения работ, но довольна теми успехами, которые уже существуют. В прошлом июле, она сообщала, что самолет планируется завершить к началу 2016-го и приступить к летным испытаниям в середине года. Пока не сообщается о каких-либо специфических вопросах, задерживающих его разработку, за исключением самого масштаба работ, создающего уникальные проблемы. 

График и конкуренция.

Компания не называет точную дату, когда приступит к коммерческой эксплуатации, говоря, что происходит предварительное обсуждение графиков с потенциальными клиентами. По ее мнению, изготовить самолет правильно является намного важнее, чем выдерживать определенный график. «Все хотят, чтобы мы сделали самолет уже сегодня, но важно разобраться во всех тонкостях. Мы постараемся удвоить внимание к деталям, чтобы сделать все правильно. С точки зрения общего плана мы по-прежнему на верном пути и уверены, что это произойдет к концу десятилетия».

Stratolaunch, тем не менее, выходит на переполненный рынок, ведь несколько других фирм делают успехи в разработках специализированных системах запуска для smallsats, как обычных ракет наземного базирования, также и в создании воздушно-пусковых систем. Некоторые из них планируют выполнить начальные пуски уже в этом году. Однако Stratolaunch Systems готова к конкуренции и не боится ее. «Рынок для smallsats очень большой и позволяет работать на нем нескольким операторам. Есть много людей в этом бизнесе, которые думают, что победит только один. Мы не думаем, что это будет именно так».