Сможет ли Boeing запустить Starliner в феврале 2018 года?

0
11

Boeing думает, что его пилотируемый корабль Starliner будет готов к полетам к февралю 2018 года. Это на 4 месяца позже, чем предыдущая озвученная дата старта – октябрь 2017-го. Еще не ясно, что это будет означать в гонке космического гиганта против SpaceX, чтобы избавить США от зависимости, связанной с необходимостью доставлять астронавтов на МКС с помощью российского «Союза», как это происходит в настоящее время. Но определенно понятно то, что сроки в очередной раз переносятся и конкретного конца этим работам так и не видно.

Сможет ли Boeing запустить Starliner в феврале 2018 года?

После завершения программы «Шаттл» НАСА положилась на Россию в области доставки своих астронавтов к станции, а также выбрало Boeing и SpaceX для разработки новых кораблей. Сейчас обе компании работают в лихорадочном режиме, чтобы стать первой. У Boeing есть долгая история сотрудничества с НАСА. Это основной подрядчик и по МКС, и по Space Launch System. Поэтому ей не привыкать к сложным процессом разработки и задержкам, которые могут неожиданно возникнуть. Компания неоднократно подтверждала, что все идет по графику. Но не всегда все идет хорошо в таких сложных технических программах.

Starliner, как и любой пилотируемый корабль, должны пройти обширное тестирование каждой части и узла, прежде чем сможет совершить первый рейс. Как правило, различные поставщики, ответственные за многочисленные комплектующие, срывают сроки, и это только, что касается авионики. А ведь есть еще части и узлы, которые необходимо собрать, интегрировать и проверить. Причем это должна сделать не только Boeing, но также и НАСА. На это уйдет огромное количество времени. В большинстве случаев проблема с одной деталью может задержать тестирование других частей. Это природа сложных систем.

Еще одна проблема, перед которой оказываются инженеры Boeing, ограничения по массе космического корабля. Последнее испытание в аэродинамической трубе прототипа Starliner подняло на поверхность воздушно-акустические проблемы при полете в сочетании с РН Atlas-5, который должен доставлять Starliner в космос. Сейчас Boeing лихорадочно изменяет внешний дизайн носителя, чтобы получить правильный воздушный поток при взлете ракеты. Корабль также должен пройти испытания на нештатные ситуации. Хотя Starliner предназначается для приземления на Земле, его также необходимо проверить на способность выполнять аварийные посадки на воде.

НАСА возлагает ответственность за задержки в разработке Starliner (также как и Dragon-2) на Конгресс, который сокращал финансирования данных программ. Администратор Чарльз Болден раскритиковал Конгресс за последовательное недостаточное финансирование, начиная с момента прекращение полетов «Шаттлов» в 2011 году. По его мнению это вызвало 2-летнюю задержку в разработке обеих кораблей. Эта задержка, в свою очередь, означает, что НАСА по-прежнему вынуждена продолжать оплачивать России экспедиции к МКС. И как все остальное, их стоимость продолжает расти.

Есть еще одна важная проблема. Boeing уже оплатил четыре рейса ULA. Испытательный полет в беспилотном режиме 2017 года, летное испытание и два рабочих рейса к МКС. И SpaceX и Blue Origin, разрабатывают сейчас многоразовые ракеты, которые существенно снизят стоимость запуска и могут окончательно поставить под сомнение экономическую эффективность Atlas-5. Неопределенности добавляет планы НАСА, чтобы остановить финансирование МКС в 2024-ом или 2028 году.

К тому времени агентство собирается приступить к освоению долунного космоса, которое потребует совершенно иного космического корабля. Эффективность пилотируемой программы НАСА может поставить под сомнение следующее, уже новое, правительство. В свете перечисленных вопросов и фактов, не исключен новый контракт НАСА с «Роскосмосом» о продолжении полетов американских астронавтов на российских «Союзах», как наиболее вероятный сценарий.