Мог ли предполагаемый взрыв «Бриз-М» помешать осуществлению миссии ExoMars-2016?

0
11

Космический аппарат ExoMars по-прежнему плавно плывет к Красной планете, несмотря на появившиеся сообщения о том, что взрыв разгонного блока «Бриз-М» мог его повредить. Как известно, он состоит из двух частей: орбитального аппарата Trace Gas Orbiter и посадочной ступени «Schiaparelli». Европейские диспетчера подтверждают, что ExoMars-2016 успешно прошел первые послестартовые проверки, спустя неделю после успешного старта на борту РН «Протон».

Мог ли предполагаемый взрыв «Бриз-М» помешать осуществлению миссии ExoMars-2016?

Предварительные проверки убедительно показывают, что на системах зонда (в том числе и на избыточных) не выявлено каких-либо проблем. Был также проведен тестовый маневр, который показал исправность всей аппаратуры, за исключением небольшого перегрева главного двигателя. 

Миссия стартовала 14 марта с космодрома Байконур в Казахстане. РН «Протон» успешно доставила РБ «Бриз-М» и космический аппарат в космос, а спустя 11 часов после старта, выполнив четыре маневра, необходимые для вывода зонда на траекторию движения к Марсу, произошло отделение разгонного блока. Запуск прошел идеально. Единственное – информация, которая поступила от наземных объектов слежения за аппаратом, сообщающая о небольшой ошибке скорости – 1,5 м/сек, что свидетельствует о крайне малой погрешности.

«Протон/Бриз-М» ускорили самую большую полезную нагрузку (4335 кг), когда-либо отправляемую на Марс, до скорости 33001 км/час. Далее ExoMars-2016 полетел к Красной планете, а «Бриз-М» должен был через некоторое время включить двигатели и удалиться в противоположное от зонда направление, войти и сгореть в атмосфере. 

Снимки, полученные в конце дня 14 марта от Бразильской обсерватории, показали, по крайней мере, девять фрагментов «Бриз-М», летящих в космическом пространстве. Первоначально ЕКА сообщило о том, что это ExoMars, но после трехдневного дополнительного анализа стало ясно, что это не он. Таким образом, все летящие объекты в полученном изображении связаны с «Бриз-М».

Потенциальный взрыв разгонного блока после отделения его от ExoMars-2016 не должен иметь никакого влияния на космический аппарат. Если он и взорвался, то значительно позже отделения. Пока ЕКА не получила информацию о потенциальном взрыве от «Роскосмоса» и что ExoMars-2016, возможно, поврежден. Сразу появились толки, что необходимы срочные проверки его научных приборов, потому что возможно повреждение аппарата из-за аварии. Появились сообщения, что фрагменты разгонного блока после взрыва летят в том же направлении, что и зонд; они могут столкнуться с ним и занести земные микроорганизмы, что поставит под угрозу выполнения всей марсианской миссии вообще.

«Если это правда, что этот взрыв произошел через пару часов после разделения, то расстояние между ExoMars-2016 и «Бриз-М» было бы огромным, поэтому нет никакого риска для миссии. Мы однозначно не видим ничего катастрофического на динамике космического аппарата», – сообщил представитель ЕКА.

Единственная незначительная проблема, обнаруженная ЕКА с момента запуска – неожиданное повышение температуры внутри главного двигателя орбитального аппарата. Инженеры агентства и Thales AS, производителя TGO, решили изменить его ориентацию в пространстве на несколько градусов, чтобы избежать попадания прямых солнечных лучей. Регулировка решила проблему.

В течение ближайших двух недель ЕКА продолжит проверять и вводить в эксплуатацию системы, включая энергетические, телекоммуникационные, звездные датчики ориентации и систему навигации. Инженеры в центре управления завершили послестартовые испытания 17 марта. На следующий день начался ввод в действие и полные проверки технических средств. Первое, что уже сделано – проверена и развернута 2,2 метровая антенна, необходимая для связи с Землей. Пока она не используется, ввиду близости аппарата к нашей планете, но это будет сделано через неделю.

Два радио-ретранслятора «Электра» проверят 1 апреля. Они предназначены для передачи команд и получения научной информации от таких аппаратов, как «Schiaparelli», Curiosity и Opportunity, а также будущим европейским вездеходом из состава миссии ExoMars-2018. Телекоммуникационный ретранслятор позволяет более быстрым и простым способом обмениваться информацией с аппаратами, работающими на поверхности, чем прямая связь. Далее, 4 апреля, начнутся проверки на четырех научных приборах TGO.

Основные проверки на «Schiaparelli» планируется начать 8 апреля. Спускаемый аппарат включался на непродолжительное время вскоре после отделения от разгонного блока. Это позволило убедиться, что он хорошо «перенес» запуск. Его включили на несколько минут и выключили. Теперь достоверно известно, что с ним все в порядке. 

Еще одно ключевое испытание – первое включение маршевого двигателя орбитального аппарата, запланированное на 18 июля. Далее, 28 июля, последует большой корректировочный маневр. Уже известно, что малые маневровые двигатели, в том числе и избыточные, все выдержали свои послестартовые испытания и функционируют должным образом. 

Их основное включение намечено на август, сентябрь и за неделю перед прибытием в окрестности Марса, что позволит точно нацелить «Schiaparelli» на место приземления в «Плато Meridiani» около экватора. Его отделение от TGO произойдет 16 октября, а через 12 часов последует маневр торможения, позволяющий вывести орбитальный аппарат на высокоэллиптическую орбиту Марса.

Это будет судьбоносное включение главного двигателя, которое продлится около двух часов. В это же время «Schiaparelli» погрузится в атмосферу и развернет сверхзвуковой парашют. В эти мгновения команда управления не сможет контролировать его посадку. Расстояние между Землей и Марсом в этот момент будет около 75 млн. км, что не позволит вмешаться в процесс спуска и посадки. Потребуется почти 10 минут, чтобы радиосигнал достиг 19 октября Земли и обрадовал всех удачной посадкой…