Астрономы раскрыли новые тайны Плутона и его лун

Примерно год назад, Плутон был всего лишь ярким пятнышком на изображениях, присланных с камер космического аппарат New Horizons. Эти изображения не сильно отличались от тех, которые были получены наземными телескопами еще со времен Клайда Томбо, первооткрывателя Плутона.

Астрономы раскрыли новые тайны Плутона и его лун

Но на этой неделе, в научном журнале Science, ученые принимавшие участие в миссии New Horizons выложили целую серию статей в которых рассказывается о результатах облета системы Плутона состоявшееся прошлым летом.

«Эти пять статей полностью переворачивают наш взгляд на систему Плутона. Теперь это реальный мир со своей сложной, активной и разнообразной геологией, экзотическими химическими составами поверхности, сложной атмосферой, загадочным взаимодействием с Солнцем и интригующей системой малых лун», — сообщил ведущий исследователь миссии New Horizons Алан Стерн.

После 9,5 лет путешествий в космическом пространстве и 4,8 миллиардов километров пройденного пути, космический аппарат New Horizons 14 июля 2015 года сблизился с Плутоном на рекордно близкое расстояние, а его семь научных приборов получили более 50 гигабайт научной информации в последствии записанных на цифровые носители космического аппарата. Большая часть данных собрана именно в момент максимального сближения, которое длилось около 9 дней.

Первые кадры поверхности планеты, снятые крупным планом показали на большое пятно в форме сердца. Данная особенность поверхности Плутона дала понять ученым, что этот далекий мир в загадочной и далекой зоне под названием Пояс Койпера, намного сложнее и более интереснее чем предсказания компьютерных моделей.

«Наблюдения за Плутоном и Хароном с близкого расстояния заставило нас пересмотреть свои взгляды на то, что геологическая активность на отдельных космических телах в отделанных районах Солнечной системы может быть устойчивой. Мы считали что объекты, сформированные в Поясе Койпера, являются реликтами нашей системы и мало изменились с момента ее образования», — сообщил ведущий автор статьи по геологии из исследовательского центра Эймса, Моффетфильде, штат Калифорния.

Ученые, изучающие состав Плутона говорят о разнообразии ландшафта поверхности планеты, а также о взаимодействии различных легколетучих газов и льдов.

«Мы видим изменения в распределении летучих льдов Плутона, которые указывают на захватывающие циклы испарения и конденсации», — сообщил Уилл Гранди из обсерватории Лоуэлла, Флагстафф, штат Аризона, ведущий автор другой научной статьи.

«Эти циклы намного богаче, чем на Земле, где есть только один компонент, который испаряется и конденсируется – это вода. На Плутоне есть, по крайней мере, три подобных компонента и то как они между собой взаимодействую мы пока точно не знаем»

Над поверхностью карликовой планеты ученые обнаружили атмосферу содержащую слоистые туманы, которые оказались более холодными и компактными чем ожидалось. Также было обнаружено, что верхние слои атмосферы активно взаимодействуют с потоком заряженных частиц от Солнца, известного как Солнечный ветер.

Кроме Плутона и Харона, космическому аппарату New Horizons удалось изучить систему лун и получить первые крупные изображения Стикса, Никса, Кербера и Гидры. Были уточнены их размеры, которые не отличаются большими значениями. Никс и Гидра имеют в диаметре около 40 километров, в то время как Стикс и Кербер около 10 км. Ученые также отметили, что малые спутники системы Плутон-Харон имеют весьма аномальные скорости вращения и необычные полюсные ориентации. Кроме того, ледяные поверхности лун имеют цвета и яркость, сильно отличающиеся от Плутона и Харона.

Они нашли доказательства того, что некоторые из лун образовались в результате слияния еще более мелких тел, а возраст их поверхности составляется не менее 4 млрд. лет. Эти результаты подтверждают гипотезу о том, что малые спутники сформировались в период после столкновения, которое создало систему Плутон-Харон.

Около половины научных данных полученных после облета системы Плутон-Харон космическим аппаратом New Horizons теперь передаются обратно на Землю. Радио сигналу, которые движется со скоростью света, необходимо почти 5 часов чтобы добраться до Земли, поэтому полная передача информации должна закончиться только к концу 2016.